•
Испания
•
Знаменитые испанцы
•
Бандерас
•
Веласкес
•
Гауди
•
Гойя
•
Дали
•
Иглесиас
Хулио
•
Кабалье
Монсеррат
•
Кармен
•
Католические
короли - Фердинанд и Изабелла
•
Колумб
•
Лопе де Вега
•
Миро
•
Пикассо
•
Сервантес
•
Эль Греко
|
Федерико Гарсиа Лорка (Federico
Garcia Lorca) - великий испанский поэт, драматург и режиссер занимает одно
из самых почетных мест в истории Испании. Его труд невозможно оценить
словами, каждое его стихотворение пропитано особой энергией, ведь он не
боялся выставить напоказ свои истинные чувства, за что и получил признание
среди читателей. Творения Лорко занимают вершину литературной драматургии, а
сам беллетрист приобрел широкую известность по всему миру.
Федерико Гарсиа (Federico García
Lorca) родился 5 июня 1898 года в провинциальном испанском городке
Фуэнте-вакерос, близ
Гранады. Его отец, дон Федерико Гарсиа Родригес, был почитаемым и
преуспевающим помещиком, а от своей матери Висенты Ромеро Лорка, одаренной
пианистки, мальчик унаследовал умственные и художественные способности.
Следуя испанской традиции, Федерико должен был взять обе фамилии родителей
(при крещении мальчик получил имя Federico del Sagrado Corazón de Jesús
García Lorca), однако поэт предпочитал подписываться фамилией матери. В
детстве у будущего писателя было настолько слабое здоровье, что он пошел
лишь в четыре года. В 1909 году семья переселилась в
Гранаду, и
мальчик смог окончить местную школу в 1914 году. Во время учебы он не
отличался выдающимися знаниями. С раннего детства Федерико увлекался
живописью и музыкой, а в подростковом возрасте пробовал себя в написаниях
стихотворений и даже читал их в некоторых кафе.
После окончания средней школы Гарсиа Лорка поступил в университет в
Гранаде, где
начал изучать право, философию и литературу. Помимо этого, юноша
дополнительно приобретал и музыкальное образование, а также много
путешествовал по стране. В 1918 году у начинающего стихотворца вышел
дебютный поэтический сборник "Впечатления и пейзажи" ("Impresiones y
paisajes"), написанный после поездки в Кастилию. Эта работа принесла ему
наибольшую известность. Его первые стихотворения народ передавал из
поколения в поколение, и это было самым важным в карьере писателя. В
следующем году Лорка решил перевестись в Мадридский университет на факультет
литературы, где он познакомился с выдающимися деятелями того времени —
Сальвадором Дали,
его младшей сестрой Анной-Марией, Луисом Буньюэлем и Григорио Мартинесом
Сьеррой, руководителем театра "Эслава". Тогда же юноша написал свою первую
пьесу "Колдовство бабочки" ("El maleficio de la mariposa"), и в 1919 – 1920
годах ее можно было увидеть в местных театрах.
В 1921 году в свет вышла первая "Книга стихов" ("Libro de poemas"), в
которой можно было проследить огромное влияние на молодого поэта со стороны
Дарио и Хименеса. Отличительной чертой творчества Лорки стала близость к
испанскому народу и его культуре, а также необычная мелодичность
стихотворений. Следующий поэтический сборник "Песни" ("Canciones"), вышедший
в 1927 году, содержал в себе некий драматизм, присущий андалузским песням,
изучением которых усиленно занимался Федерико �������� те времена. В том же году в
Барселоне
состоялась выставка его первых художественных работ. Благодаря выставке,
Гарсиа Лорка стал значимой персоной среди художников-авангардистов. В 1928
году он выпустил очередной поэтический сборник "Цыганское романсеро" ("Romancero
gitano"), вдохновленный на этот раз цыганскими напевами. С 1929 года поэт
руководил театральной труппой "Балаган" ("La Barraca"), состоявшей из
студентов. Актеры пытались оживить страсть к древней драматургии, и для
этого труппа разъезжала по городам с различными постановками известных
испанских классиков. Дебютом Лорки на театральных подмостках стала пьеса "Мариана
Пинеда" ("Mariana Pineda"), где присутствовали декорации давнего друга
Сальвадора Дали.
В 1930 году поэт временно переехал в
Нью-Йорк,
чтобы изучить английский язык, и это стало большим испытанием для молодого
человека — невозможность общаться с местным населением и неприязнь к шумному
черствому городу ввергали Лорку в шок. Тем не менее, в тот период появились
новые творения — книга стихов "Poeta en Nueva York" ("Поэт в Нью-Йорке"),
опубликованная уже после смерти писателя, а также пьесы "Публика" ("El
público") и "Когда пройдет пять лет" ("Así que pasen cinco años"). "Поэт в
Нью-Йорке" имеет двойной смысл - с одной стороны, у Лорки идет борьба с
самим собой, а с другой стороны - поэт противостоит большому городу и его
народу, он сражается со своим одиночеством, гомосексуальностью и
суицидальными мыслями. Про личную жизнь этого великого человека мало что
известно. Его нежная дружба с
Дали и его сестрой Анной-Марией порождала
уйму слухов и издевок. Известно, что Лорка был тайно влюблен в сестру
Дали,
однако сама она утверждала, что выйти за Федерико - все равно, что быть
повенчанной с ветром. Она пережила своего воздыхателя на много лет, так и не
выйдя замуж.
Отучившись целый год в "Columbia University School of General Studies" и
посетив Кубу, Федерико
возвратился в Испанию, где его назначили директором театра "La Barraca".
Нужно заметить, что творчество Лорки с годами меняло свои творческие
направления - если 1920-е годы писатель посвящал поэзии, то с 1930 года он
увлекся прозой. Во время работы Федерико в театре он создал знаменитые
произведения - "Кровавая свадьба" ("Bodas de sangre"), "Йерма" ("Yerma") и
"Дом Бернарды Альбы" ("La casa de Bernarda Alba"). В 1933 году Лорка посетил
Буэнос-Айрес, где возглавлял
постановки своих пьес. В то же время он сочинил известные фарсы - "Волшебная
башмачница" ("La Zapatera prodigiosa") и "Любовь дона Пе��лимплина" ("Amor de
Don Perlimplin con Belisa en su jardin").
В марте 1933 года в Мадриде
состоялась премьера "Кровавой свадьбы". До сих пор эта трагедия не сходит с
театральных афиш и имеет оглушительный успех. Сюжет для произведения
писатель взял из газетной статьи о девушке, сбежавшей в свадебную ночь с
любимым человеком. В драме "Йерма", второй части испанской трилогии, в
главной роли появилась женщина, мечтающая о потомстве, однако муж не в
состоянии сделать ее матерью. Отчаявшись, женщина решает убить бесплодного
мужа, не решившись идти на измену и зачать ребенка. Несмотря на более
трагический сюжет, "Йерма" не стала такой же популярной, как "Кровавая
свадьба". Более того, твердолобые критики посчитали данную трагедию
покушением на семейные традиции Испании. Третья часть данной трилогии, "Дом
Бернарды Альбы", осталась неоконченной. Она основана на истории о пяти
дочерях властной матери, требующей от них беспрекословного выполнения любой
ее прихоти. Младшая дочь, узнав, что ее любимый человек умер от рук ее
жестокой матери, убивает себя. И пускай при жизни Лорки произведение не было
поставлено в театрах, оно считается вершиной мировой драматургии.
В 30-е годы Лорка стал меньше писать, однако все творения того периода
отличались высоким качеством. Последним его трудом стал "Плач по Игнасио Cанчесу
Мехиасу" ("Llanto por Ignacio Sanchez Mehias"), вышедший в 1935 году и
написанный в память о его погибшем друге — знаменитом тореадоре. Последние
стихотворения поэта, "Сонеты темной любви" ("Sonetos Del Amor Oscuro"), были
выпущены небольшими частями из-за чересчур открытого по тем временам
освещения гомосексуальности.
В 1936 году, всего лишь за три дня до начала гражданской войны в Испании,
Федерико Лорка вернулся в родную
Гранаду, несмотря на то, что его поджидала
огромная опасность из-за сильных позиций правых. 18 августа 1936 года
писателя арестовали. Причины до сих пор неясны - расправлялись только с
"левыми" и сторонниками республиканцев, и, как известно, Лорка к ним не
относился. Поговаривали, что причиной взятия поэта под стражу могла быть его
сексуальная ориентация. В свое время он имел связь с молодым юношей, тогда
еще неизвестным
Сальвадором Дали, и это пришлось не по нраву родственникам
последнего. На следующий день, 19 августа, писателя, школьного учителя и
двух матадоров расстреляли в овраге Виснар в предгорье
Сьерра-Невады,
а все труды Федерико Лорки были сожжены в
Гранаде. Тело молодого беллетриста было
похоронено где-то между ветхими деревушками Виснар и Альфакар, без
каких-либо опознавательных знаков. Однако истинные почитатели его таланта
свято чтут его могилу. Некоторые обстоятельства смерти великого поэта так и
не были раскрыты, и поэтому в октябре 2009 года было принято решение об
эксгумации тела Федерико Лорки и дальнейшем расследовании. На данный момент
в Мадриде
строится фонд в честь этого великого человека, основанный его племянницей
Лаурой Лорка.
Жизнь его пронеслась как одно мгновенье, ведь умереть в 38 лет - это более
чем рано. Он не был преступником при жизни, не знал, что такое тюремное
заключение, но вместе с тем, он повидал на своем веку все, что должен был
повидать гений своего дела. Испания оплакивала свое дитя, ведь Федерико
Лорка был не только достойным гражданином своей страны — он сам стал
воплощением ее, а многие утверждали, что писатель и есть сама Испания. Один
из его современников достаточно четко описал: "19 августа 1936 года не
осталось на ее земле человека, способного так точно поведать людям о том,
как плачет закат о рассвете, как рыдает гитара, о чем шепчутся две ящерки у
речного камня, какой чудесной песней отзывается шуршание песка под босыми
ногами любимой…". Утверждать, что Лорка вложил огромный вклад в развитие
испанской литературы - значит, сказать практически ничего, потому что его
труд бесценен. |