
•
Испания
•
Знаменитые испанцы
•
Веласкес
•
Гауди
•
Гойя
•
Дали
•
Иглесиас
Хулио
•
Кабалье
Монсеррат
•
Кармен
•
Католические
короли - Фердинанд и Изабелла
•
Колумб
•
Лопе де Вега
•
Миро
•
Пикассо
•
Сервантес
•
Эль Греко
|
Эль Греко (El Greco, настоящее
имя Domenikos Theotokopoulos) родился на греческом острове
Крит, принадлежавшем
в то время Венецианской республике, в 1541 году. Однако большую часть своей
жизни прожил в Испании,
где и получил свое имя El Greco, что в переводе с испанского означает
«грек». Он был очень эрудированным человеком, воспитанным в молодости на
классической и современной литературе. Он учился у Тициана в
Венеции, много общался с Тинторетто. Затем
переехал в
Рим,
где великие итальянские мастера Рафаэль и Микеланджело вдохновляли Эль Греко
при создании его ранних произведений.
В 1577 году Эль Греко приехал в
Испанию, где работал над алтарем церкви в
Толедо. Он показал
несколько своих работ королю Филиппу II в надежде получить заказ на росписи
фресок в Эскориале, однако ему было отказано в этой работе. Эль Греко
продолжал расписывать кафедральный собор в Толедо. В 1586 году он написал
одно из самых лучших своих произведений «Похороны графа Оргаса» для церкви
Санто Томе в Толедо.
Эль Греко разработал свой
собственный стиль живописи, которому свойственна мистическая атмосфера.
Особенно ярко стиль художника проявился в последние 25 лет его жизни. В 20-м
веке картины Эль Греко стали образцом для подражания многих современных
художников и живописец по праву получил признание как один из величайших
мастеров.
Умер Доменико Эль Греко 7
апреля 1614 года, завещав сыну остатки былой роскоши - скудный гардероб и
мебель, коллекцию гравюр и библиотеку - единственное, что не растратил,
предпочитая впроголодь доживать вместе с книгами и картинами в единственной
остававшейся жилой комнате из анфилады пришедшего в полное запущение дворца.
Нарушения привычного,
заключенные в художественных прозрениях Эль Греко, были так велики, что,
когда вместе с жизнью оборвалась магия непосредственного воздействия его
личности, имя его поначалу окружило осуждение, а затем поглотило забвение.
Два-три ученика, при жизни прилежно имитировавшие мастера, теперь примкнули
к маньеризму, а Хорхе Мануэль Теотокопули вообще оставил живопись ради
занятий архитектурой. Только гениальный
Веласкес, оценивший
пронзительность портретных характеристик Греко, по-своему развил ее в
портрете папы Иннокентия X.
Даже великолепный порфировый
саркофаг, в котором Греко был похоронен, оплаканный и воспетый в стихах
одаренным Парависино и великим Луисом де Гонгорой, бесследно исчез, как и
теоретические труды художника.
Настоящая оценка неподражаемого
новаторства Доменико Эль Греко, заново "открытого" в конце XIX столетия,
пришла только в XX веке. |