•
Испания
•
Знаменитые испанцы
•
Веласкес
•
Гауди
•
Гойя
•
Дали
•
Иглесиас
Хулио
•
Кабалье
Монсеррат
•
Кармен
•
Католические
короли - Фердинанд и Изабелла
•
Колумб
•
Лопе де Вега
•
Миро
•
Пикассо
•
Сервантес
•
Эль Греко
|
Жуан (Жоан) Миро - один из
лидеров абстрактного и сюрреалистического направлений в искусстве ХХ века.
Послужил стимулом для многочисленных художников, в том числе, для создателей
комиксов и анимационных фильмов. Содействовал возникновению и успеху
важнейших художественных течений, возникавших в Испании, Японии, Франции,
США и других странах.
Жуан Миро родился 20 апреля
1893 года в
Барселоне,
Испания. В 1900 году посещает ближайшую школу на улице Регомир. Не проявляет
большого интереса к занятиям, но охотно рисует, особенно во время каникул на
Мальорке
или вблизи
Таррагоны.
После успешного обучения в
художественной школе (1910) поступает на работу в торговый дом
Дальмо-и-Оливерас помощником бухгалтера. В 1912 Хуан Миро получает
разрешение посещать класс Франческо Гали в Художественной школе, здесь
возникают дружеские отношения с однокашниками Э. Рикаром и Л. Артигасом.
Вместе с Рикаром Миро снимает мастерскую, посещает художественный кружок в
Сант Люк.
В начале 1918 года Миро была
обещана его первая персональная выставка. Вдохновленный этой перспективой,
он начинает рисовать быстрее, чем когда-либо до этого. Одна из наиболее
заметных картин того времени - Следы Повозки. В 1920 Миро переезжает в
Париж,
где знакомится с
Пикассо,
который, в свою очередь, представляет художника своим знакомым. К 1924 году
Миро, по его собственным словам, "использовал реальность скорее как
отправную точку". В том же году Андре Бретон опубликовал свой "Манифест
Сюрреализма". Эта работа сильно повлияла на Миро. В частности, один из
базовых принципов сюрреализма, связанный с использованием сновидческих
образов (бессознательного) был источником вдохновения для многих его работ.
С коммерческой точки зрения
Хуан Миро - один из самых продаваемых современных художников. Его
абстрактные композиции ценятся за декоративизм, прекрасно подходящий для
оформления банковских холлов и роскошных вилл на Лазурном берегу.
В 1976 в
Барселоне
открыт Фонд Миро - Центр изучения современного искусства. Хуан Миро умер в
1983 году в
Пальма де Мальорка.
Годы учебы и начало творческой деятельности
В 1907-10 учился в Академии художеств Барселоны («Ла Лонха») у пейзажиста М.
Ургелла Инглада и у профессора декоративных искусств Х. Паско Мериса. В 1912
возобновил занятия искусством в частной академии Ф. Гали. В 1918 создал со
своими друзьями «Группу Курбе», противостоявшую консервативно-почвенническим
тенденциям в каталонской культуре. В живописных работах 1913-17, с их
радужными переливами цветов, наиболее отчетливо проявились фовистские
влияния («Прадес, деревня», 1917, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма).
От «поэтического реализма» к знакописи
В 1918 в творчестве Миро наступает период, получивший название поэтического
реализма. В написанных с натуры пейзажах глубокие перспективы наполняются
тщательно выписанными подробностями, тонкий рисунок мелких деталей образует
ажурные узоры, обеспечивающие сквозной обзор глубины («Огород с ослом»,
1918, Стокгольм, Музей современного искусства). В 1921 Миро переехал в
Париж. Высшее достижение его «поэтического реализма» — «Ферма» (1921-22,
Вашингтон, Национальная галерея), где в формат картины вписан целый космос,
необъятность которого — не в бесконечно большом, а в бесконечно малом. Среда
обитания человека трактуется как неглубокий слой переднего плана, за которым
открывается бездна живой органики, витальных энергий, творящих мириады
мельчайших биоформ.
Две последующие картины — «Вспаханное поле»
(1923-24, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма) и «Каталонский пейзаж (Охотник)»
(1923-24, Нью-Йорк, Музей современного искусства) — свидетельствуют о
стремительной эволюции художника от наблюдения реальности к ее
условно-знаковому претворению. Органические формы вытесняются
геометрическими — конусами, шарами, треугольниками, появляются элементы
чертежной графики — прямые и пунктирные линии, обозначающие функциональные
связи и траектории движения.
Сюрреализм
В 1924, в год выхода «Манифеста сюрреализма» Миро сближается с А. Бретоном,
П. Элюаром, Л. Арагоном и другими участниками сюрреалистической группировки.
Его первая сюрреалистическая картина -«Карнавал Арлекина» (1924-25, Буффало,
Художественная галерея Олбрайт-Нокс), где текучие, невесомые существа
произвольно меняют свою форму и положение в пространстве, уподобляясь
колышущимся цветным теням или образам сновидений.
Во второй половине 1920-х годов сложился словарь
идеограмм Миро. В его составе можно выделить знаки, маркирующие пространство
(условная линия горизонта, солнце и звезды в верхней части картины, волны
или пучки растений — в нижней), и символы-посредники, или вестники,
осуществляющие коммуникацию между двумя сферами: порхающая в воздухе птица,
бегущий кролик, лестница, уходящая в небо, органы дистанционного восприятия
— глаз и ухо, человеческая фигура со стопами, прилипшими к земле, и головой,
спроецированной на фон неба («Персонаж, бросающий камень в птицу», 1926,
Нью-Йорк, Музей современного искусства; «Собака, лающая на луну», 1926,
Филадельфия, Музей искусств).
Экспериментальные поиски 1930-х годов
В 1932-36 Миро создал серию картин по эскизам-коллажам. Вырезанные из
каталогов изображения технических деталей в живописных композициях
превращались в мягко очерченные биоморфные массы, являя парадоксальный
изоморфизм механических и органических образований («Композиция», 1933,
Берн, Художественный музей; «Живопись», 1933, Прага, Национальная галерея).
Откликом на события Гражданской войны в Испании
стали два значительных произведения: крупномасштабное панно «Жнец» для
Испанского павильона на Всемирной выставке в Париже (ныне утрачено) и
«Натюрморт со старым башмаком» (1937, Нью-Йорк, Музей современного
искусства), в котором обыденные вещи испускают ирреальное свечение, словно
они представлены в мгновение их гибели, растворения в грозовой стихии.
В 1940-41 была создана серия гуашей «Созвездия»,
ставшая одним из высших достижений в творчестве Миро. Поверхность листа
трактуется как экран с двухсторонней проекцией, на котором запечатлеваются
отображения и далеких небесных светил, и малых земных организмов.
Соединяющие их линии создают впечатление упругой сетки, раскачивающей
красочные тела и одновременно удерживающей их около некой точки равновесия.
Монументальные работы послевоенных лет
По окончании Второй мировой войны художник смог осуществить свою мечту о
монументальном искусстве, открытом для широких масс. В 1947 он исполнил
крупномасштабное настенное панно для отеля Хилтон в Цинциннати. В 1956
поселился в
Пальма-де-Мальорка в доме с большой мастерской. Здесь совместно с
керамистом Л. Артигасом им был выполнен заказ на оформление двух ограждений
в комплексе ЮНЕСКО в Париже (1956-58). В последующие годы Миро создал ряд
монументальных керамических панно, украсивших столовую в Гарвардском
университете (1960-61), здание Высшей школы экономических наук в
Санкт-Галлене (1964), ограду Фонда Мэг в Сен-Поль-де-Вансе (1968), аэропорт
в Барселоне (1970).
Многогранный талант Миро проявился и в других областях — в скульптуре,
керамике, сценографии, печатной графике, в поэтическом творчестве. В 1975 в
Барселоне был основан Фонд Жоана Миро. В 1992 мастерская художника в
Пальма-де-Мальорка была преобразована в музей. |