•
Испания
•
Знаменитые испанцы
•
Веласкес
•
Гауди
•
Гойя
•
Дали
•
Иглесиас
Хулио
•
Кабалье
Монсеррат
•
Кармен
•
Католические
короли - Фердинанд и Изабелла
•
Колумб
•
Лопе де Вега
•
Миро
•
Пикассо
•
Сервантес
•
Эль Греко
|
Франциско Гойя
(Francisco Jose de Goya y Lucientes) родился в Фуэндетодосе
недалеко от Сарагосы
в 1746 году.
Некоторое время в молодости жил в
Италии. Затем вновь
вернулся в
Испанию.
В 1780 году был избран в Королевскую Академию Сан-Фернандо, в 1786 году стал
королевским художником, а с 1789 - придворным художником.
В 1792 году
Гойа тяжело заболел, однако продолжал активно заниматься живописью.
Болезненные фантазии художника навеяли множество неожиданных сюжетов для его
картин.
В 1824 году
после провала попытки реставрации либерального правительства Гойа уехал в
Бордо (Франция),
где продолжал жить и работать вплоть до своей смерти в 1828 году.
Гойя был родом из семьи
мастера-позолотчика Хосе Гойи и дочери обедневшего дворянина. Франциско был
младшим из трех сыновей в семье. Из-за своего невысокого происхождения
братья получили весьма посредственное образование, и Гойя всю жизнь писал с
грамматическими ошибками. В 1760 году семья будущего знаменитого живописца
переехала в Сарагосу
и 13-летнего Франциско отдали на обучение в мастерскую художника Хосе
Лусана-и-Мартинеса, где он пробыл около трех лет и познакомился со своим
другом Мартином Сапатером. В обязанности Гойи входило копировать гравюры, а
в 17 лет начинающий мастер уже получил свой первый заказ. В приходской
церкви его родного города Фуэндетодос Франсиско попросили расписать раку для
хранения мощей.
В 1763 году 19-летний Гойя переехал в
Мадрид,
где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. После того, как
его старания оказались тщетными, молодой живописец пошел в ученики к
придворному художнику Франсиско Байеу и некоторое время учился у него. После
еще одной безуспешной попытки поступить в Академию, в 1969 году Гойя
отправился в Италию. В
Риме художник
попал в неприятную историю – его поймали во время попытки проникнуть в
женский монастырь с целью похищения своей возлюбленной, и ему пришлось
спешно покинуть этот город. В 1771 году испанец принял участие в конкурсе
пармской Академии художеств, где был удостоен второй премии за историческое
полотно, изображающее легендарного Ганнибала. Вскоре Гойя вернулся в родную
Сарагосу, а в
1772 году уже получил заказ на потолочную фреску в церкви Нуэстра Сеньора
дель Пилар. Подобные заказы от ближайших церквей поступали к живописцу на
протяжении последующих десяти лет, и он с радостью брался за работу.
Около 1773 Франсиско Хосе де Гойя поселился в
Мадриде у
своего друга Франсиско Байеу, который на тот момент работал официальным
придворным живописцем короля Карла IV и королевы Марии Луизы и пользовался
немалым влиянием при дворе. Гойя работал у своего друга и вскоре увлекся его
сестрой Хосефой. В 1775 году Франсиско Гойя был вынужден жениться на
девушке, находящейся к тому моменту на пятом месяце беременности. Вскоре у
молодоженов родился сын Эусебио, однако он умер еще в младенческом возрасте.
Всего Хосефа родила пятерых детей, однако до взрослого возраста из них дожил
лишь один – Франсиско Хавьер Педро (1784—1854) — он пошел по стопам отца и
стал художником. Самого же Гойю, по всей видимости, не особо прельщала
семейная жизнь – он нарисовал всего один портрет Хосефы и вскоре увлекся
жизнью при дворе. Брак живописца продлился до самой смерти Хосефы в 1812
году.
Франсиско Байеу помог новоявленному родственнику получить несколько выгодных
заказов. В 1774 году Гойя приступил к первой серии картонов для Королевской
мануфактуры Санта-Барбара – он мастерски изображал сцены из повседневной
испанской жизни и праздничных народных развлечений. Всего за период с 1776
по 1791 год Франсиско Гойя выполнил свыше 60 таких панно. Эти работы и
принесли живописцу настоящую известность.
В 1780 году Гойя написал портрет короля, а также картину "Распятие", в
результате чего его наконец приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. В
том же году художник решил переехать в
Сарагосу, чтобы завершить работу над
фресками местной церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар. Однако творчество Гойи
пришлось не по вкусу заказчикам, потребовавшим переписать фрески в более
формальной манере. Оскорбленной происшедшим, живописец вернулся в
Мадрид,
где для него уже была работа – ему заказали написать портреты членов
королевской семьи. Кроме выполнения портретов, Гойя расписал фресками
частную капеллу стены загородного дома семьи Осуна. В 1785 году уже
известный художник сделался вице-директором Королевской Академии, а еще
через год его пригласили ко двору самого Карла III в качестве придворного
живописца. После смерти короля в 1788 году Гойя продолжил работу при дворе
Карла IV, а в 1799 году он был назначен первым живописцем монарха. Пользуясь
благосклонностью короля, Франсиско Гойя стал крайне популярным среди
испанской знати. Его портреты отличались парадностью и правдивостью, а также
своеобразной прелестью – особенно это касалось портретов детей и женщин.
Кроме того, первый живописец монарха продолжал работать и для церквей – в те
годы им был написан знаменитый алтарный образ "Святой Бернадин Сиенский,
проповедующий перед Альфонсом V Арагонским".
В 1791 году Франсиско познакомился с герцогиней Альба, которая стала его
покровительницей и возлюбленной. Он многократно писал ее портреты, самые
известные из которых – "Маха обнаженная" (1797 г.) и "Маха одетая" (1802
г.). Кроме того, живописец украсил фресками загородный дворец герцогини.
Альба скончалась в 1802 году, завещав ежегодно выплачивать 3500 реалов сыну
своего возлюбленного Хавьеру Гойе.
В 1792-1793 годах в жизни Гойи произошло серьезное несчастье. После поездки
в
Кадис
к своему другу Себастьяну Мартинесу живописец неожиданно перенес тяжелую
болезнь, приведшую его к параличу и частичной потере зрения, а также к
полной потере слуха. Некоторые исследователи предполагают, что причиной
этому мог быть сифилис или отравление ядом. Тем не менее, следующие
несколько месяцев художник был на волоске от смерти. Уже во время
выздоровления Гойя начал работать над серией офортов "Капричос" – его
словам, он делал это, "чтобы отвлечься от болезни". Кроме того, в данном
случае художник мог себе позволить дать волю творчеству, ведь он работал не
на заказ. Именно с этого времени в работах известного живописца стали
встречаться странные образы, порожденные исключительно его фантазией и
показывающие темную сторону жизни.
В 1795 году после смерти Байеу Франсиско Гойя стал директором живописного
отделения Королевской академии Сан-Фернандо. В 1798 году художник получил
заказ от Карла IV на роспись купола своей загородной церкви Сан Антонио де
ла Флорида. Гойя исполнил поручение правителя необычайно быстро, нарисовав
более тысячи персонажей. В 1800 году художник построил в пригороде
Мадрида виллу,
которую впоследствии назвали "Кинта дель Сордо" ("Дом глухого"). Тем
временем он продолжал писать портреты аристократии, отличающиеся своей
правдивостью, а порой даже жестокостью.
Когда в 1808 году наполеон оккупировал Испанию, Гойя запечатлел эти события
в двух своих знаменитых полотнах: "Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808
года" и "Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" (обе
написаны около 1814 года). Также живописец начал работу над серией офортов
"Бедствия войны". После прихода к власти Фердинанда VII Гойе удалось
сохранить должность придворного художника, однако новый монарх не вызывал у
него такого восхищения, как предыдущий. Все больше времени живописец
проводил у себя в вилле, стены которой он расписал маслом, создав 14
уникальных художественных панно, на которых преобладает дьявольское начало,
а набор красок практически монохромен.
Выросший сын Франсиско Гойи женился на дочери богатого купца и поселился
отдельно от отца. Художник тем временем познакомился с женой предпринимателя
Леокадией де Вейс. У нее родилась от Гойи дочь Росарита, и в 1824 году
78-летний мастер с Леокардией и ее дочерью сбежал во французский город
Бордо, опасаясь
преследования со стороны нового правительства. Там Франсиско провел
последние годы своей жизни и писал портреты своих друзей-иммигрантов. Кроме
того, он освоил технику литографии и создал серию, посвященную бою быков –
"Бордоские быки". 16 апреля 1828 Франсиско Хосе де Гойя умер. Его прах был
перевезен в Испанию и захоронен в церкви Сан-Антонио де ла Флорида в
Мадриде, стены и
потолок которой украшают его росписи.
Еще при жизни творчество великого испанского живописца начало приобретать
общеевропейское значение. Гойя стал первым художником, обратившимся к
актуальным событиям в своем творчестве, а его последователями стали такие
знаменитые живописцы, как Оноре Домье, Клод Моне и Огюст Ренуар. Кроме того,
творчество испанского художника повлияло на работы французских и немецких
экспрессионистов. С именем Франсиско Гойи связано становление искусства
Нового времени, а его творчество отразилось не только в живописи и графике
XIX-XX веков, но и в литературе, драматургии, театре и кино. |