•
Египет
•
Луксор
•
Долина царей
•
Луксорский музей
•
Луксорский храм
•
Карнак
•
Колоссы Мемнона
•
Храм царицы
Хатшепсут
|
На протяжении долгих десятилетий туристы, приезжавшие в
древние Фивы, посещая величественные храмы Карнака и Луксора, Дейр эль-Бахри и
Мединет Абу, гробницы Долин царей и цариц, могли лишь в воображении представить
себе, как выглядели бы многие выдающиеся памятники египетской древности -
скульптуры, рельефы, если бы они не были когда-то перевезены в Египетский музей
в Каире, но остались бы там, где были найдены - в Луксоре.
В 1962 году Министерство культуры АРЕ выступило с инициативой о создании нового
музея, в котором найденные при археологических раскопках шедевры были бы
выставлены неподалеку от своего исконного местонахождения. Выдающийся египетский
архитектор, Махмуд эль-Хаким стал автором современного здания, окруженного
садом, которое украсило набережную Нила между Луксорским и Карнакским храмами.
При содействии сотрудников Отдела Египетского и
Классического искусства Бруклинского музея (США) в течение нескольких лет
тщательно отбирались памятники для экспозиции нового музея; при этом
предпочтение было отдано тем произведениям древнего искусства, которые много
веков тому назад украшали Фивы и окрестности великой столицы. Были осмотрены
хранилища и запасники всех основных экспедиций, работающих в районе Луксора;
кроме того, в экспозицию вошли и случайно обнаруженные местными жителями
высококлассные памятники: так, например, колоссальная статуя фараона Ментухотепа
III, по праву считающаяся одним из лучших экспонатов музея, была найдена во
время строительства дома в расположенном неподалеку местечке Армант. Некоторые
памятники возвратились «домой» из запасников и экспозиции музея в Каире.
Музей официально открылся в 1975 году и с этого времени
неизменно притягивает к своим сокровищам любителей древнеегипетского и
раннехристианского искусства. Среди интереснейших экспонатов сложно отобрать
лучшие. Пожалуй, в качестве примера стоит вспомнить великолепно сохранившие свои
насыщенные цвета раскрашенные рельефы из рухнувшего еще в древности при
землетрясении храма Тутмоса III в Дейр эль-Бахри; выполненную из
сливочно-желтого алебастра скульптурную группу, изображающую фараона Аменхотепа
III вместе с крокодилоголовым богом нильской воды Себеком, почитавшимся недалеко
от Фив - в Дахамше; мифологические папирусы из погребений фиванских жриц
Несихонсу и Тенетусерет-эн-пернесу, датируемые 11 в. до н.э.
Наконец, в собрание музея были переданы и избранные
шедевры из гробницы Тутанхамона - поражающая своим изяществом деревянная
позолоченная голова богини Мехетурет в облике коровы, модели царских
погребальных ладей, статуэтки ушебти - слуг в мире ином, несколько десятков
позолоченных розеток, которыми когда-то был расшит погребальный полог,
покрывавший саркофаги юного фараона.
Экспозиция периодически пополняется. В 1989 году при
реставрации колоннад Луксорского храма под его полами был обнаружен тайник с
поистине уникальными скульптурами фараонов и божеств эпохи Нового царства.
Вскоре они пополнили собрание музея, в котором этим памятникам был отведен
особый, новый зал. При взгляде на шедевры древней скульптуры из зала «Луксорского
тайника» захватывает дух: перед посетителями музея предстают великолепно
сохранившиеся, словно вчера вышедшие из-под резца скульптора статуи фараона
Хоремхеба, коленопреклоненного перед богом вечернего солнца Атумом, культовые
образы сидящих на престолах богинь Хатхор и Иунет времени правления XVIII
династии, миниатюрный сфинкс Тутанхамона. Особого упоминания заслуживают
кварцитовая статуя фараона Аменхотепа III, обожествленного еще при жизни, бог
Амон-Камутеф в облике гигантской кобры, выполненной из диорита в 7 в. до н.э.,
и, конечно же, потрясающая тонкостью моделировки и проработки алебастровая
статуя богини Мут, созданная в эпоху правления Рамсеса II.
Посетителей гостеприимно встречает своей меланхоличной
улыбкой Аменхотеп III - голова его гигантской гранитной статуи из заупокойного
храма на противоположном, западном берегу Нила, установлена сразу у входа в
основные залы музея, наполненные бесценными сокровищами. Особенно приятно
побродить по залам музея поздним вечером - кажется, что звуки современного
Луксора затихают, и возникает удивительный диалог эпох, в основе которого -
вечные истины древней мудрости и непреходящая, завораживающая красота
египетского искусства. |