•
Египет
•
Луксор
•
Долина царей
•
Луксорский музей
•
Луксорский храм
•
Карнак
•
Колоссы Мемнона
•
Храм царицы
Хатшепсут
|
Карнак был административным центром и главной
достопримечательностью восточной части Фив. К
северу от
Луксора
находится поселение Карнак, которое сегодня является пригородом Луксора. Слово "Карнак"
по-арабски обозначает "дворец". Так это место было названо потому, что из-под
песка здесь проглядывали впечатляющие развалины, которые арабы сочли руинами
древнего дворца. На самом деле это было то, что осталось от грандиозного и
самого большого храма Древнего Египта, посвященного главному божеству Среднего и
Нового царства - богу Амону.
Ипет Сут, «Самое совершенное место», храм, известный в наши дни под названием
Карнакского комплекса, был главной святыней египетского государства. Сейчас
Карнакский храм расчищен от песка. Его территория занимает почти 40 га, многие
постройки сохранились достаточно хорошо, так что вполне можно судить о том, как
выглядел этот храм в древности. Основные постройки были совершены здесь по
распоряжению фараонов двух династий, однако почти каждый правитель Фив на
протяжении почти тысячи лет вносил свою лепту в украшение и строительство этого
главного храма страны, чтобы заслужить покровительство Амона.
В эпоху Нового царства каждый фараон, едва взойдя на
престол, начинал сооружение своего собственного вклада в расширение обители
своего божественного отца Амона. В 16 в. до н.э. по приказу царя Тутмоса I
выдающийся зодчий Инени украшает новое святилище гигантскими обелисками и
колоссальными статуями, изображающими царя в образе бога Осириса. Эту
грандиозную строительную программу продолжила дочь Тутмоса I - знаменитая
фараон-женщина Хатшепсут. Зодчие Хапусенеб и Сененмут - «начальники всех работ»
царицы лично руководили перестройкой и расширением Карнака, создавая новый храм,
называвшийся «Хатшепсут божественна в памятниках». Из восхитительного красного
песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога, отделанное
изящными рельефами, неподалеку от которого были воздвигнуты два обелиска из
красного асуанского гранита, высотой 30 метров каждый. Гранитные колоссы были
покрыты золотом и электрумом.
Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших
частей, посвященных «владыке Фив» - солнечному Амону-Ра, его супруге,
покровительнице цариц Мут и их сыну - лунному богу Хонсу.
1) Открытый двор, предваряемый Большими пилонами, куда при
богослужении и совершении обрядов во время празднеств имел доступ и простой
народ.
2) Крытый гипостильный зал с 134 огромными колоннами. Сюда имели право входа
только знать и родственники правителя. Зал имеет длину в 102 м и ширину в 53 м,
колонны достигают 23-метровой высоты. Капители колонн выполнены в виде раскрытых
цветов папируса, их окружность наверху составляет около 15 м, так что на вершине
колонны могли бы поместиться 50 человек. Это настоящий "лес из колонн", чьи
размеры и игра светотени производят неизгладимое впечатление.
3) Святилище бога Амона, в которое имели доступ только верховный жрец и
верховный правитель. Карнакский комплекс включал
еще священное озеро длиной 120 м, где, как писал Геродот, жрецы совершали ночные
обряды. Сегодня озеро отражает руины храма, которые кажутся особенно
величественными ночью, когда монументы освещаются на несколько мгновений
"звукосветового" представления, воскрешающего былое величие Фив.
Во времена XIX династии 81 322 человека, в том числе жрецы, стражники, рабочие и
крестьяне, работали на Храм Амона. Кроме того, в его строительство вкладывались
доходы от многочисленных провинций, а также богатые трофеи, которые получал
фараон от победоносных военных кампаний. Несколько фараонов сменили друг друга
при возведении гипостильного зала: при Аменофисе III было воздвигнуто 12 колонн
центрального нефа, поддерживающие архитравы; при Рамсесе I началось украшение
храма, продолженное Сети I и Рамсесом II.
В 4 в. до н.э., во времена правления XXX династии,
Карнак переживает последний период своего расцвета. Древняя пристань на берегу
искусственного озера, соединенного с Нилом, была расширена. От нее аллея
овноголовых сфинксов ведет к массиву гигантского первого пилона, воздвигнутого
по приказу Нектанеба I, но незавершенного ввиду нехватки средств и сил. В
открывающемся за пилоном Нектанеба первом дворе храма встречаются эпохи, события
и цари: гигантский колосс Рамсеса Великого, изображенного вместе со своей
дочерью-суп��������угой Бент-Анат стоит здесь рядом с колоннадой нубийского царя
Тахарки, а небольшие святилища Сети II и Рамсеса III соседствуют с рельефами,
изображающими в одеяниях египетских фараонов царей династии Птолемеев.
В Карнакском храме как нигде более в Египте сквозь камни
построек проступает История, опыт поколений и отзвук человеческих судеб. Где еще
в одном и том же храмовом комплексе можно увидеть памятники, отстоящие друг от
друга во времени иногда более чем на десять веков? А вернее, где еще можно
увидеть это тысячелетие сквозь призму человеческих деяний, которые порой кажутся
столь нерукотворными… Карнак это одно из тех редких мест на земле, где все еще
звучат голоса древности, запечатленные в камне, но, несмотря на это, живые. |