•
Испания
•
Города Испании
•
Барселона
|
Стоящая на обрыве над
морем крепость Монжуик (Castell de Montjuic) - старейшее сооружение на всем
холме. В 1652 году, когда на Барселону надвигались войска испанского короля,
вокруг стоявшей здесь средневековой дозорной башни в рекордно короткие
сроки, за несколько недель, выросла крепость. Однако крепость не спасла;
напротив - перестроенная Бурбонами в XVIII веке, она на несколько веков
превратилась в символ оккупации города. Воспоминания об этом весьма свежи у
старшего поколения барселонцев и сейчас: при Франко на Монжуике содержали
политзаключенных, а казненных хоронили тут же, поблизости, на Монжуикском
кладбище. Самая свежая могила принадлежит анархисту Сальвадору Пучу Aнтику,
удавленному 2 марта 1974 года. Ныне крепость открыта для посещения как
Военный музей (Museu Militar); экспозиция включает оружие и униформу
последних веков со всего мира, дивизию оловянных солдатиков в 23 000 штыков,
рыцарские доспехи и модели наиболее известных крепостей Каталонии.
Склон холма вниз от крепости занят чередой парков и
садов. Особенно выделяется экзотическая коллекция кактусов садов
Коста-и-Льобера (jardins de Costa i Llobera), включающая гигантские
Echinocacti grusonii c особо устрашающими колючками, которые барселонцы
ласково называют "тещиным стулом".
Поблизости находится остановка самого радикального
способа передвижения между Монжуиком и городом - канатной дороги
(Transbordador Aeri), соединяющей смотровую площадку Miramar с портом и
через гавань - с Барселонетой. Aнтикварные красные кабинки над морем могут
выглядеть крайне живописно, а сама мысль завершить утро на холме обедом на
пляже кажется весьма привлекательной - и лучше вам тогда не знать, что
канатная дорога так ни разу и не ремонтировалась с 1929 года. Пока никто не
падал, но многие из решившихся прокатиться - на манер Джека Николсона в
фильме "Профессия: репортер" - и по фотографировать Рамблу сверху выходят с
бледными лицами и на подгибающихся ногах бредут в ближайший бар лечить нервы
хересом.
Museu Militar de Montjuic 93 329 86 13; вт-вс 9.30-20.00; вход - €1,50
Transbordador Aeri 1 ноября - 28 февраля: пн-вс 10.30-18.00; 1 марта - 14
июня, 15 сентября - 31 октября: пн-вс 11.00-19.00; 15 июня - 14 сентября:
пн-вс 11.00-20.00. Билет в один конец - €7,50, туда и обратно - €9.
Гора Монтжуик - вторая по высоте (после
Тибидабо)
из нескольких холмов, обступающих город. Его склоны буквально усеяны
достопримечательностями, которые непременно стоит посетить. Большинство из
них обязано своим появлением событиям международного значения: Всемирной
Выставке 1929 гг., при подготовке к которой склоны Монтжуика были впервые
урбанизированы, и на них выросли Национальный Дворец (Палау Насиональ),
архитектурный парк «Испанский
городок», «Волшебный
фонтан» и выставочный Павильон Германии по
проекту Миса ван дер Роэ (ныне считающийся предшественником современной
архитектуры), а также Олимпиаде 1992 гг., завершившей формирование
архитектурного облика этой зоны строительством спортивных сооружений
«Олимпийского Кольца».
Кроме того, на Монтжуике немало музеев и несколько
ботанических садов (Сады Коста и Льобера, Сад Хасинта Вердагера,
Ботанический Сад-Институт, специализирующийся на флоре пяти климатических
зон мира, приближенных к условиям Средиземноморья, и др.).
Крепость Кастель де Монтжуик на вершине холма
является результатом проведенной во II пол. XVIII в. реформы более ранней
крепости, поспешно возведенной за 30 дней во время «Войны жнецов» 1640 гг.
Сейчас в ее стенах размещен Военный Музей.
Еще одна из достопримечательностей холма — Фонд
Жуана Миро.
Это одноэтажное строение в духе рационализма, чьи залы с верхним освещением
организованы вокруг внутреннего двора-патио, было построено в 70-е гг. по
проекту Жузепа Льюиса Серта, личного друга Миро. Основанный самим Миро в
1971 гг., Фонд выполняет двойную функцию: занимается искусствоведческой
исследовательской работой и популяризацией творчества художника.
Одним из новейших сооружений является «Кайша-Форум»
(Са1хаРогит) - крупный культурный центр, разместившийся в старинном
модернистском здании бывшей текстильной фабрики, так называемом «Доме Рамоны»
(Саза Ратопа), созданном в 1908 гг. архитектором Пуч-и-Кадафальком в начале
проспекта Маркиза де Комильяс (аутдиа'а Магдиёз с!е СотШаз). Открытый в 2002
гг., этот центр превратился в одно из самых посещаемых культурных учреждений
города. В его залах представлена коллекция современного искусства
Культурного Фонда Сберегательной Кассы Ла Кайша (1_а Са1ха), в ведении
которого находится Центр, а также проводятся временные художественные
выставки международного значения.
На проспекте Авингуда дель Эстади (на так
называемом «Олимпийском Кольце») сосредоточены спортивные с������оружения,
созданные или реконструированные к Олимпиаде 1992 гг. Среди них следует
особо отметить главный Олимпийский Стадион, Дворец Спорта Сант Жорди,
вмещающий 17.000 зрителей и возведенный японским архитектором Ара-той
Исодзаки с применением самой передовой технологии (в особенности, купол
здания).
Пуэбло Эспаньол («Испанский
городок»), созданный ко Всемирной Выставке
1929 гг., является своеобразным синтезом архитектурных памятников Испании,
объединяющим в едином живописном «городке» самые репрезентативные сооружения
традиционной архитектуры разных регионов Испании (например, крепостные стены
города Авила, окружающие «Пуэбло»).
Но одним из самых впечатляющих монументов на горе
Монтжуик является, вероятно, Национальный Дворец. Это грандиозное и
эклектичное строение, также воздвигнутое в 1929 гг., увенчано величественным
куполом (обрамленным двумя куполами меньшего размера и четырьмя башнями,
напоминающими башни собора Сантьяго де Компостела). В 1934 гг. в
Национальном Дворце разместился Национальный Музей Искусства Каталонии,
собрание которого отражает различные этапы истории каталонского искусства во
всех его проявлениях. Музей по праву гордится своими ценнейшими коллекциями
романского и готического периодов, эпохи Возрождения и барокко.
Близ Национального Дворца, между двумя (также
интереснейшими) музеями - Этнографическим и Археологическим — находится
Театре Грек («Греческий театр») с амфитеатром в духе античности, построенный
по образцу амфитеатра Эпи-давра, и утопающий в зелени. Несмотря на то, что
после его постройки в 1929 гг. театр почти не использовался, за последние
десятилетия он вновь обрел свое культурное значение, и сегодня его сцена
стала центром проведения летнего фестиваля искусств. |