Запорожье (укр. Запоріжжя) - город в
Украине, административный центр Запорожской области, до 1921 года Александровск,
расположен на реке Днепр. Население 790 тыс. чел. (2007).
Запорожский край имеет древнюю и славную историю. На
большом водном пути "из варяг в греки" к берегам Хортицы причаливали караваны
славянских лодий, суда византийских и скандинавских купцов. Неоднократно Хортица
становилась форпостом героической борьбы славян со степными племенами. Считают,
что здесь в 972 году в неравном бою с вероломными кочевниками пал киевский князь
Святослав...
Гордость Запорожья - остров Хортица,
самый большой остров на Днепре. Здесь в 16 в. располагалась одна из сечей.
Запорожская Сечь в течение длительного времени была центром войсковой силы
украинского казачества и всего народа; сыграла значительную роль в
освободительной борьбе украинской нации. В северной части острова находится
музей истории Запорожского казачества. Отсюда открывается чудесная панорама на
плотину ДнепроГЭСа.
На посёлке Верхняя Хортица находится знаменитый 700-летний дуб, к сожалению,
начавший засыхать. Однако на нем есть несколько живых ветвей. Сухие ветви
подперты столбами, вокруг дуб обнесен цепью. Диаметр ствола - около 2 метров.
Под ним запорожцы писали свое знаменитое письмо турецкому султану.
В марте 1921 года Александровск был переименован на
Запорожье. В истории города наступила пора социалистического созидания. Его
пролог - строительство Днепрогэса. Решение о
сооружении в Запорожье самой мощной в то время в Европе гидроэлектростанции
подписал Владимир Ильич Ленин. Было это 10 августа 1921 года.
Воплощение в жизнь величественного плана началось в
1927 году. Днепрогэс строила вся страна. К берегам Славутича съехались тысячи
добровольцев, В сложных условиях строители проявляли настоящий трудовой героизм,
опровергая все прогнозы недругов, скептически заявлявших, что сооружение такого
гиганта — фантазия, утопия.
Через пять лет, 1 мая 1932-го, дал ток первый генератор
Днепровской гидроэлектростанции, а уже в октябре работал весь Днепростан.
Днепрогэс имени В. И. Ленина стал энергетической
основой развития всего промышленного комплекса Запорожья. На базе мощной ГЭС
выросли предприятия-гиганты: завод листовой стали (ныне "Запорожсталь")
- самое крупное в то время металлургическое
предприятие страны, завод инструментальных сталей (ныне "Днепроспецсталь") -
первенец украинской металлургии, "Коммунар" - завод,
выпустивший первый в Советском Союзе комбайн, алюминиевый -
первый в стране завод по производству "крылатого" металла, магниевый - первенец
отечественной магниевой промышленности, ферросплавный, коксохимический,
электродный...
Вместе с заводами и фабриками рос и строился город. В
начале 1939 года Запорожье стало областным центром.
Изменился архитектурный облик города. Очарованный его
обновленными очертаниями Александр Довженко восторженно писал: "Прекрасно новое
Запорожье. Есть в нем не только уже что-то родное, новое, но прекрасное новое.
Есть уже новая эстетика в планировании, архитектуре и умении пользоваться
зеленью".
Развивая свою промышленность, Запорожье вышло на
международную арену. Продукция его предприятий стала экспортироваться в десятки
зарубежных стран. Запорожье называют международным университетом труда. На
флагмане отечественной металлургии - "Запорожстали"
открылись курсы международных стипендиатов Организации Объединенных Наций. Со
всего мира приезжают сюда на учебу сталевары, горновые, прокатчики, энергетики,
агломератчики, ферросплавщики...
Запорожье - значительный
научный центр. Высококвалифицированных специалистов готовят университеты,
многочисленные техникумы и профессионально-технические училища. Плодотворно
работают творческие коллективы научно-исследовательских и проектных институтов.
Проспект Ленина - одна из
самых протяженных магистралей в Европе. Она начинается у железнодорожного
вокзала Запорожье-1 и, пересекая весь город, заканчивается возле стен
Днепрогэса.
Неподалёку от железнодорожного вокзала Запорожье-I - открытая в мае 1972 года
детская железная дорога, протяжённостью 8,6 километра - самая длинная из
украинских ДЖД. |