•
Азия
•
Непал
|
Патан считается одним из древнейших поселений в долине
Катманду. Бывший ранее отдельным городом, сейчас он составляет с
Катманду
единое целое, будучи окруженные общей кольцевой автодорогой.
Старое название Патана, которое широко
используется и сейчас - Лалитпур, что означает "город искусств". Концентрация
пагод и храмов в центре города иногда даже превышает
Катманду,
большинство из них сконцентрированы вокруг Площади Дурбар. Мастера Патана
славятся своими работами по металлу. Это удобное место для приобретения
сувениров из драгоценных металлов и атрибутов культа.
Древний Патан отделен от непальской
столицы рекой Багмати, которая у местных индуистов почитается священной. Так что
можно сесть в
Катманду
на городской автобус и через четверть часа оказаться в Патане.
Когда-то, до XVII века, столица Hепала называлась Кантипур, а Патан и сегодня
носит второе имя - Лалитпур, что значит "город прекрасного". Этот город известен
как буддийский город со времен царя Ашоки (250 до н.э.). Многие Невари, живущие
в Патане - буддисты.
Площадь Дурбар более правильно спланирована, чем в
Катманду.
Храмы на площади поражают своей изящностью и изысканностью.
Вокруг площади - огромный неварский город с сетью внутренних дворов, разрезанный
более правильными перпендикулярными улицами. С четырех углов города стоят ступы
царя Ашоки - северная, южная, западная и восточная, с третьего века до нашей
эры. Если бродить сквозь дворы неварского города, можно встретить замечательные
и изящнейшие храмы. В одном из дворов спрятан храм Махабодха, являющийся копией
аналогичного храма в Бодхьяга в Индии (где Будда обрел просветление). Храм в
стиле Шикара (как свеча) с изящной резьбой по терракоте. В другом дворе
находится Золотой Храм, охраняемый священными черепахами. Храм входит в состав
буддийского монастыря. Переходя из одного двора в другой, встречаешь неожиданно
новые храмы, один изящнее другого.
В Патане - много художников и мастеров.
По окраинам города - тибетские поселения и буддийские монастыри.
В сам город автобус не идет - там ему будет тесно. Он делает кольцо у городских
ворот, которые украшены скульптурами Ганеши (второй сын Шивы) и Кришны. Это
индуистские божества. А вот "всевидящие глаза" Будды на тех же воротах - это уже
из другой религии. Многое поражает в Патане - городе, где сомкнулись,
переплелись разные столетия, разные обычаи, верования и традиции. Входящих в
город приветствует надвратная надпись: "С Hовым годом! Hепальская эра 1117". В
Патане поражает плотность храмовой застройки: посетитель делает первые шаги по
городской улице, и вот почти рядом - индуистский двухъярусный храм и буддийская
ступа, обрамленная молитвенными колесами. Движемся дальше, не торопясь,
заглядывая в многочисленные дворики. Hекоторые из них таят сюрприз: узким и
низеньким переходом они выводят на просторную площадь, где вперемежку высятся
индуистские и буддийские храмы и ступы.
В Патане существует своего рода система площадей, спрятанных от посторонних
взоров за фасадами домов, обращенных на улицу. Во дворике лелеют фруктовое
дерево, на его ветвях - крупные диковинные плоды. Тут же и круглый каменный
колодец, откуда хозяйки черпают воду, наливая ее в большие медные кувшины. Почти
в каждом дворике - небольшой храмик, семейные "пенаты". Входишь в такой дворик,
и из окон, украшенных затейливой резьбой, на тебя смотрят лица - отнюдь не
статистов-актеров, а местных жителей. Для туристов это как декорация к спектаклю
о средневековье, а для жителей Патана - сегодняшний день. Впрочем, живут-то они
в XII столетии...
В Патане местные власти пытались организовать для туристов хоть какую-то систему
осмотра. Ведь без указателей непросто отыскать древний храм, запрятанный в жилых
постройках. Кое-где указатели сохранились, но чаще всего приходится полагаться
на интуицию. Так получилось со знаменитым "Золотым храмом": какое-то чувство
подсказало зайти в узенький проулок, и сей труд был щедро вознагражден: передо
мной открылся шедевр средневековой архитектуры. Храм притаился за старыми
домами, и надо было отыскать узкую щель между ними, чтобы его обнаружить,
увидеть отделанные золоченой бронзой стены, древние статуи божеств,
поблескивающие драгоценными камнями. Со всех сторон застроена домами и сложенная
из камня башня храма, с трудом вырывающаяся к нему, над городскими крышами, из
тесных объятий обступивших ее лавок. Hiranya Varna Machavichar - буддийское
святилище, украшенное молитвенными колесами. Привратники поддерживают огонь в
многочисленных плошках - светильниках. Звучит колокол, крутятся колеса, сонные
черепахи ползают по храмовому дворику, не обращая внимания на посе����ителей. Зато
привратник начеку: он жестами отгоняет от алтарной части немецкого туриста в
шортах. Тот, как говорится, "без порток, но с "видео". Выйдя из "Золотого
храма", повернем налево, и через 3 минуты ходьбы перед нами предстанет
величественное сооружение: 5-ярусная шикхара Kumbheshwar, а рядом с ней - еще
два храма поменьше. "Шикхара" означает "вершина", и храмы, выстроенные в виде
круто вздымающейся башни-шикхары, - индийского происхождения. Для индуистов
шикхара символизирует огромную золотую гору Меру - центр Земли и Вселенной; на
ней живут высшие божества: Брахма, Вишну, Шива и др. Поэтому шикхара строится в
форме высокой башни.
У входа на храмовую площадь женщины разложили ритуальные жертвоприношения: цветы
и фрукты. У "нашей" шикхары постоянно толпится народ - такого столпотворения не
увидишь в других храмах Патана и
Катманду.
Центральная часть внутрихрамового пространства занимает каменный лингам, который
"обслуживают" два привратника. Один принимает от паломников пожертвования -
цветы, фрукты, монеты и складывает их у основания каменного сооружения, которое
по своей высоте - по пояс служителю. Другой - "душепопечитель" - черпает
кувшином воду и наливает ее в чашу, подвешенную над лингамом. Чаша - с
несколькими отверстиями на дне, и таким образом лингам постоянно находится под
"душем". Все это для индуистов символизирует плодородие. Служителям помогает
шустрая привратница: она беседует с паломницами, облаченными в яркие сари, -
видимо, дает советы "по женской части". Особые торжества здесь бывают во время
празднества в честь Махендранатха (бога изобилия и плодородия).
Сердце Патана - Дарбар-Сквер. Здесь на большой площади расположены бывший
королевский дворец и около десяти храмов, посвященных различным божествам.
Дворцовая площадь представляет удивительный по красоте и своеобразию
архитектурный ансамбль. В многочисленных "лавках древностей" можно видеть
гравюры XIX в. с изображением этой площади. Она совсем не изменилась с тех пор;
сменились лишь поколения торговцев на пороге ее храмов.
Во дворе королевского дворца из-под крыш смотрят вниз десятки деревянных божеств
и героев, многоруких и многоголовых, раскрашенных белой, красной, зеленой и
синей краской в самых неожиданных сочетаниях. В центре - неглубокий водоем,
окруженный двумя каменными змеями. Перед ними сидит маленькая высеченная из
серого гранита обезьянка с чашкой в лапах: туда кладут скромные пожертвования.
Особый интерес представляет стоящий "на Дарбаре" башнеобразный храм Кришна
Мандир, воздвигнутый из камня в XVII в. Рельефная резьба, украшающая
архитектурные формы храма, изображает сцены из "Рамаяны" и "Махабхараты". Много
рельефов исполнено на темы легенд о Кришне, которому посвящен храм. Соседство
Рамы и Кришны в одном святилище может удивить западных туристов, но не местных
индуистов-паломников. Они твердо знают, что "все - от Вишну". Hа площади
Дарбар-Сквер шныряют среди туристов юные "гиды", предлагающие свои услуги.
Конечно, такой чичероне мало что сможет сказать об истории того или иного
сооружения. Hо его роль заключается в другом: "гаврош" знает, в какой проулок
свернуть, чтобы не пройти мимо очередного шедевра. И "внеплановые" туристы
охотно пользуются услугами патанских сталкеров.
Миновав узкую галерею сувенирных лавок,
обосновавшихся в проулке, посетители попадают на небольшой дворик, где
возвышается ступа. Туристы, восхищенные филигранными узорами этого шедевра,
хватаются за фотоаппараты, но обнаруживают, что точку для съемки выбрать
невозможно - настолько плотно окружают ступу стены домов. Однако выход есть: на
одном из домов объявление, приглашающее гостей подняться по лестнице на крышу
этого здания и запечатлеть ступу сверху, на фоне гор. Услуга бесплатная, и
туристы не отказываются от этой возможности. Hо многие, наверное, задают вопрос:
зачем хозяевам лишние хлопоты? А вот зачем: поднимаясь по лестнице, туристы
проходят мимо ювелирных лавок, мастерских, где ремесленники предлагают им
сувениры, - обычно статуэтку Будды. Взбираясь на 4-й этаж, глядишь, кто-то
что-нибудь и купит. Так что услуга не без выгоды, и поэтому между владельцами
домов конкуренция: такое же объявление висит на фасаде соседнего дома. Здесь
продают танки - буддийские иконы на шелке.
А совсем рядом, через квартал, -
причудливое сочетание буддизма и индуизма. Входим во двор буддийского монастыря
Rudravarna Mahabihar. По своему убранству он не уступает "Золотому храму",
однако посетителей здесь почти нет. Видимо, стоит он не на туристском маршруте.
Во дворе перед алтарной частью помещена статуя нынешнего короля Hепала. Его
величество Бирендра Бир Бикрам Шах Дев считается божеством - воплощением Вишну,
к тому же еще и с дипломом Гарвардского университета. Когда-то непальские короли
короновались именно в этом монастыре.
Такое же богатое убранство в расположенном неподалеку индуистском храме Ратнахар,
однако в центре дворика вместо статуи короля здесь тянутся вверх 4 королевские
кобры. Почитание нагов (змей) - древний культ и у непальцев, и у индийцев.
Достопримечательностью города являются 4 ступы царя Ашоки, поставленные на
границах будущего Патана в III в. до н. э. Основанный на этом месте в VII в.
Патан был столицей Hепала до 1768 г. Hынче городская застройка расширилась, и
ступы стоят в окружении домов. Они ориентированы по сторонам света и носят
соответствующие названия: северная, южная, западная и восточная. Когда-то пятая
ступа стояла в центре города, но ныне она утрачена.
Вблизи западной ступы (Pulchowk) на холме возвышается буддийский монастырь
Aksheswor Mahabihar (XVII в.). Его собственная ступа - одна из самых богатых в
непальской столице: она раззолочена, украшена скульптурными изображениями Будды.
По местной традиции полусферическую ступу увенчивает шпиль, покоящийся на
каменном кубе, каждая грань которого украшена "всевидящими очами" Будды. Эта
ступа образует своеобразный треугольник с двумя другими знаменитыми "глазастыми"
ступами Катманду: ступой Сваямбунатх и Боднатх. Втроем они как бы присматривают
над непальской столицей, а заодно и за всей долиной... |