•
Испания
•
Гранада
•
Альгамбра
•
Хенералифе
Любопытный факт.
Самая посещаемая достопримечательность Испании
- дворцовый комплекс Альгамбры в Гранаде - до 8 млн туристов в год.
|
Альгамбра (L'Alhambra) -
великолепный дворец в испанском городе
Гранада.
Альгамбра – яркий образец арабско-персидской архитектуры, сохранившейся в
южной Европе.
Самый блестящий период арабской
Гранады начался около 1236 года, после того как
Кордова была завоевана христианами, в
результате чего город у слияния рек Дарро и Хениль превратился в столицу
мусульманской Испании при правлении новой династии назари (насридов).
Королевство Гранады эпохи назари, территория которого простиралась от
Мурсии
до Гибралтара,
превратилось в последний редут ислама в Западном мире. Именно на протяжении
этого периода великолепия утонченная арабская чувствительность
способствовала созданию архитектурного чуда Альгамбры.
Неповторимый силуэт Альгамбры
возвышается на холме на левом берегу реки Дарро, напротив того места, где
находилась деревня Льиберис, занимаемая сегодня кварталами Альбайсин и
Сакромонте. Это стратегический пункт, с которого открывается обширная
панорама, включающая долину Дарро на севере, долину Ассабика к югу, а с
восточной стороны - склон Рей Чико, которые, соответственно, отделяют их от
Альбайсина, горы Маурор, где возвышаются башни Торрес Бермеха, и от холма
Соль, где находится Хенералифе.
Альгамбра окружена крепостными
стенами, за которыми происходили неоднократные кровопролитные столкновения,
ставшие историческими вехами в истории Королевства Гранады. Ее название
происходит от арабского слова "Калат-альхамбра", что означает "красный
замок", что связано с оттенком железистых земель, на которых построена
Альгамбра, придающим этот колорит ее стенам. Однако, арабский историк Ибн
аль Хатиб связывает ее название с тем, что древняя крепость перестраивалась
в ночное время, при свете факелов.
В 889 году крепость Алькасаба была
частично перестроена Саввар бен Хамдум. В дальнейшем ее несколько раз
перестраивали и расширяли, и в XI веке, когда короли династии зири
превратили холм Альбайсин в свою резиденцию и обнесли город стенами, замок
Альгамбра превратился в самую мощную крепость в Гранаде, находившуюся за
крепостными стенами. Двумя веками позднее Мохаммед I, основатель династии
назари, присоединил дворец к крепости, положив тем самым начало процветания
Альгамбры.
Цитадель Алькасаба окружена
величественными стенами и башнями. Здесь выделяются знаменитая башня Торре
де ла Вела, с которой открывается впечатляющий вид на город и долину, а
также башня Торре дель Оменахе, с которой можно было держать под контролем
всю оборонительную систему Альгамбры. Внутри нее находятся помещения,
которые использовались в военных целях, и от которых до нас дошли остатки
жилых помещений, подземная тюрьма, резервуар для воды и бани.
Дорога к Альгамбре из центра
Гранады идет по склону Куэста де Гомерес через красивый парк, простирающийся
от Пуэрта де лас Гранадас (Гранатовые ворота) до Пуэрта де ла Хустисиа
(ворота Правосудия), которые были во времена арабского владения главным
входом в этот фантастический город королей Гранады. Огромная арка в виде
подковы ворот Пуэрта де ла Хустисиа отделана кирпичами и камнями свода.
За ней находится внутренняя дверь,
также с каменной аркой, в форме подковы, отделанная камнями свода. На абаках
запечатлена надпись: "Хвала Богу. Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет - пророк
его. Нет иной власти, кроме Божьей". Скульптура Богоматери с младенцем
Иисусом в одной из ниш была установлена уже в христианскую эпоху.
За Винными воротами (Пуэрта дель
Вино) открывается площадь Пласа де лос Альхибес, где все проникнуто
чувственным очарованием Альгамбры. За этой площадью расположен вход в
комплекс дворцов династии Назари - самое сердце Альгамб��������ы. По словам
знаменитого специалиста по арабской культуре Гарсиа Гомеса, "Альгамбра - это
не просто самый прекрасный, это лучше всего сохранившийся и самый древний из
древних арабских дворцов, дошедших до нас во всем мире". Дворцы Назари
представляют три независимых монументальных комплекса: Мексуар,
предназначенный для органов юстиции, Дворец Комарес - официальная резиденция
короля, и Дворец Львов, где находились частные покои владыки.
Эль Мексуар
Мексуар представлял собой помещение, где короли Гранады предоставляли
аудиенцию своим подданным. Здесь, согласно протоколу, проводились
официальные юридические акты. Мексуар был частично разрушен, в связи с чем
сейчас он не похож на первоначальный дворец, так как, помимо перепланировки,
имевшей место в период правления Юсуфа I (1333-1354), позднее, после
завоевания Гранады Католическими Королями, здесь была построена христианская
церковь.
В зале Мексуара примечательны
цокольные панели, украшенные изразцами с девизом династии Насридов: "Нет
победителя кроме Аллаха". В глубине зала находится бельведер-ораторий, с
балконов которого открывается прекрасный вид на Альбайсин. Он богато украшен
арабской вязью с изречениями из Корана и хвалебными словами в честь
Мохаммада V (1354-1391). Именно этот владыка дал указание о строительстве
соседнего помещения - Золотой комнаты (Cuarto Dorado), соединяющей Мексуар с
дворцом Комарес. Трехарочный портик Золотой комнаты выходит во дворик Patio
del Mexuar, отличающийся богатым декоративным украшением так называемого
фасада Комарес.
Дворец Комарес
Парадной резиденцией в Альгамбре был дворец Комарес, а композиционным
центром его служил знаменитый теперь на весь мир Миртовый дворик. Название
это было принято только в XVII веке, и произошло оно от прямоугольного
водоема, который занимает большую часть двора и обсажен по длинным сторонам
подстриженными миртовыми деревьями. Отражая в своем зыбком преломлении
золотисто-розовую башню Комарес (высота ее 45 метров), возвышающуюся на
северной стороне дворика, и голубое небо, водоем расширяет пространство
двора и создает ощущение простора.
В башне Комарес все пространство
занимает великолепный квадратный Тронный зал (или Зал послов), в котором
прямо против входа возвышался трон правителей Гранады. Этот зал, возведенный
в XIV веке, является самым обширным в Альгамбре: его размеры— 11,3x11,3x18,2
метра. На уровне пола в нем расположились 9 больших арочных окон, три из
которых по центру разделены мраморными колоннами.
Толщина стен Зала послов достигает
3 метров, поэтому каждое из окон образует самостоятельное, богато украшенное
помещение — типа лоджии. Окна-лоджии придают парадному залу Альгамбры
поэтическую интимность, из них гранадски�� правители наблюдали картины мирной
жизни и чудесную природу Гранады.
Создавая Зал послов, искусные
мавританские архитекторы показали весь свой талант манипулирования светом,
направляя его через замысловатую резьбу окон, которые раньше закрывались
цветными стеклами. Свет падает на сверкающие стены, освещая весь зал
пронизывающим мерцающим сиянием. Мягкий свет идет не только из нижних окон,
но и из 20 верхних, забранных решетками. Выше тени сгущаются, но даже они не
могут скрыть вдохновенное создание арабских мастеров — знаменитый наборный
потолок из кедрового дерева. Он окаймлен сталактитовым фризом и состоит из 3
сужающихся кверху наклонных плоскостей, в центре завершающихся маленьким
сталактитовым куполом.
Зал послов является не только самым
обширным, но и самым историческим залом Альгамбры. Правда, не все ученые до
конца уверены, что именно в нем происходили некоторые действительные
события. Например, предания утверждают, что в этом зале королева Изабелла
принимала
Христофора Колумба
и здесь же султан Боабдиль сдал Гранаду католическим королям Испании.
По контрасту с открытым и
освещенным пространством Миртового Дворика затененный арочный проход в башне
Комарес влечет к себе таинственной, прохладной полутьмой. Входу в башню
предшествует вытянутый в длину, узкий «Зал ла Барка» — Зал Лодки. Некоторые
исследователи объясняют это название сходством росписи потолка зала с килем
корабля. Однако испанский писатель Карлос Паскуаль выводит этимологию слова
«барка» от арабского «барака» — «благословение, благодать», и это кажется
наиболее правдоподобным.
К дворцу Комарес тесно примыкает
Львиный дворик, представляющий собой тип дворцового здания-сада. Здесь
протекала частная жизнь гранад-ских халифов, что придавало ему камерный,
интимный характер.
Здание дворца-сада целиком относится ко второй половине XIV века. В центре
небольшого открытого дворика располагается фонтан, окруженный двенадцатью
львиными фигурами, отчего впоследствии и произошло название всего двора.
Львы, изваянные из какого-то особого полудрагоценного мрамора, расставлены
как лучи звезды.
Число львов неслучайно. Согласно
легенде, 12 львов поддерживали трон царя Соломона, и об этом султану
Мухаммеду аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла, еврей по
происхождению. Он же и посоветовал султану украсить фонтан фигурами львов,
которые в Альгамбру принесли из старого дворца в Альбуйеине. Дотошные
исследователи и эту историю относят к легендам, так как львы у фонтана
появились якобы только в XVI веке — уже после падения Гранады. Но как бы ни
спорили историки и искусствоведы, в одном они сходятся: в Львином дворике
живет сама тишина, нарушаемая только журчанием водяных струй, к узорам
которых добавляются узоры орнамента.
Вода, в изобилии поступавшая с
горных склонов
Сьерра-Невады,
наполняла ручьи, сады и фонтаны Альгамбры и была той стихией, которую мавры
ценили больше всего. Для арабов фонтаны, ручьи и водопады являются не менее
характерной частью архитектуры, чем колонны для греков. Неслучайно на
фонтане в Львином дворике сохранилась надпись: «Смотри на воду и смотри на
водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор».
На западной стороне Львиного
дворика располагается «Зал сталактитов», который назвали так из-за
кружевного убранства потолка. К сожалению, потолок этот погиб в конце XVI
века во время пожара, и в 1614 году он был заменен эллипсовидным покрытием.
На северной стороне Львиного
дворика располагается обширный «Зал двух сестер», в котором сначала
томились, а потом умерли две сестры-христианки, разлученные со своими
возлюбленными. Этот квадратный зал принадлежит к числу самых совершенных в
Альгамбре: его отличают великолепное орнаментальное убранство, создавая
которое арабские мастера искусно обыграли холодный блеск изразцов, теплоту и
благородство дерева и пластичность матового стука. Лепные украшения этого
зала одержали победу над временем и достигли здесь своего совершенства: ни
один изразец не похож на другой в этих резных сотах. Присутствие красоты в
«Зале двух сестер» чувствуется так сильно, будто она поселилась здесь только
вчера...
Напротив этого зала расположился
«Зал Абенсерхав», куда посетители входят с невольным трепетом. В 1482 году,
как гласит легенда, здесь произошли кровавые убийства. Чтобы освободить
своему сыну путь к трону, отец вызвал в Альгамбру еще 36 претендентов на
престол. Их встречал в этом зале уже поджидавший палач и всем перерезал
горло. Рассказывают, что даже сейчас, спустя почти 6 веков, в зале можно
увидеть кровавые пятна.
Когда последний правитель Гранады,
Боабдиль (Мухаммед XI), сдал город королевской чете
Фердинанду и Изабелле, он вместе со своей
семьей бежал в горы. Говорят, что он остановился на одном из мест, которое
сейчас известно как Эль-Суспиро-дель-Моро (Стенание мавра). Отсюда он мог
видеть всю Альгамбру.
Когда он прощальным взором окинул
свой прославленный красный замок, мать сказала ему: «Оплакивай, как женщина,
то, что не смог защитить, как мужчина!».
Сегодня около трех миллионов
туристов ежегодно посещают Альгамбру. Они, как и Боабдиль, могут обозревать
всю панораму Гранады с холма, на котором высится арабский замок – жемчужина
Гранады. Если вам доведется когда-нибудь побывать здесь, то, возможно, вы
поймете, почему так горько стенал последний мавританский властитель. |