•
Испания
|
Фламенко - это больше чем музыка. Это целое
мировоззрение, отношение к жизни. Не обязательно быть артистом фламенко,
чтобы принадлежать к этому миру. Фламенко - это прежде всего все то, что
окрашено сильными эмоциями и душевными переживаниями.
Фламенко возникло в
Андалузии
под влиянием культур народов, в течение веков сосуществовавших на одной
территории - арабской, еврейской, христианской и цыганской. Отголоски
африканской культуры также достигли юга Иберийского полуострова, смешав
негритянские ритмы с андалузскими.
Для большинства "не испанцев"
классический образ Испании ассоциируется именно с Андалузией. Сомбреро с
широкими полями, пестрые платья с воланами, яркий цветок в волосах и
страстные танцы. Но послушав, о чем поется во фламенко, мы увидим, что по
своей сути это музыка мрачная и драматичная, и фольклорный образ андалузской
танцовщицы - лишь его внешняя, праздничная сторона. Земля, на которой
возникло фламенко, далека от жизнерадостной Андалузии, запечатленной на
открытках из сувенирных магазинов.
Характерной чертой танца фламенко
традиционно считается "сапатеадо" - отбивание ритма каблуками, ритмичный
барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка по полу. Тем не менее, в
начале существования танца фламенко сапатеадо исполнялось только
танцорами-мужчинами. Так как такая техника исполнения требует затрат немалой
физической силы, сапатеадо долго ассоциировалось с мужественностью. Для
женского танца были более характерны плавные движения рук, запястий и плеч.
Сейчас различие между женским и мужским танцем не так ярко, хотя движения
рук, гибкость и плавность по-прежнему отличают танец женщины. Движения рук
танцовщицы волнообразные, "ласкающие" и даже чувственные. Линии рук мягкие,
ни локти ни плечи не ломают плавный изгиб. Даже трудно поверить насколько
плавность и гибкость линий рук подсознательно влияет на общее восприятие
танца. Движения кистей необычайно подвижные, их сравнивают с раскрывающимся
и закрывающимся веером. Движения рук танцора-мужчины более геометричные,
сдержанные и строгие, их скорее можно сравнить "с двумя мечами, разрезающими
воздух".
Помимо сапатеадо танцоры используют
"питос" (прищелкивания пальцами), "пальмас" (ритмичные хлопки скрещенными
ладонями), которые часто звучат в ритме, в два раза превышающем основной
ритм песни. В традиционном фламенко руки не должны быть заняты никакими
предметами и должны быть свободными для движений во время танца. Считающиеся
традиционными кастаньеты сначала использовались только в испанском
классическом танце и традиционных андалусийских танцах, исполняемых сразу
несколькими танцовщицами. Тем не менее, из-за одобрения аудитории теперь
кастаньеты - неотъемлемая часть любого "шоу фламенко".
Важный элемент образа байлаоры -
традиционное платье, называемое "bata de cola" - типичное для фламенко
платье, обычно до пола, часто из разноцветного материала в горошек,
украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стало традиционное
одеяние цыганок. Неотъемлемой частью танца является изящная игра с подолом
платья.
Традиционная одежда танцора-мужчины
- темные брюки, широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами. Иногда
края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро,
называемая "чалеко" (chaleco), иногда надевается поверх рубашки. Когда
женщина исполняет танец, традиционно считающийся мужским, - сапатеадо или
фарруку, - она также одевает такой костюм.
Источник: flamenco.ru |