• Польша
• Замки Польши
|
Курник (Kornik) - романтический замок,
в стиле неоготики, прошедший реконструкцию в XIX в. К замку прилегает крупнейший
и старейший в Польше дендрарий, основанный в I половине XIX в. На площади около
30 га растут несколько тысяч деревьев и кустарников из Европы, Азии и обеих
Америк. Его построила семья
Гурков, великопольских магнатов. В XVII в. замок перестроили в стиле ренессанса,
после чего в нем не стыдно было принимать и королей. Во всяком случае Генрих
Валуа, спешивший в Краков на коронацию, остановился именно здесь. Затем дворец
перешел в руки семейства Дзялыньских, при которых приобрел нынешний облик. Его
благоустройством занимался Титус Дзялыньский, весьма просвещенный человек,
знавший шесть европейских языков. Он был известен также как патриот, участник
восстания в 1830 г., и считал своим долгом употребить немалые возможности семьи
на благо Польши. К реконструкции замка он привлек лучших архитекторов того
времени, в том числе знаменитого итальянца Антонио Карацци. Работы продолжались
почти 20 лет, до самой смерти Титуса, и за это время великопольские мастера
успели в полной мере проявить здесь свой талант.
Замок окружен ухоженным парком. Прежние владельцы сначала посадили итальянский
сад, а в 1830 г. превратили его в английский пейзажный парк, где насчитывается 3
тыс. сортов деревьев и кустарников из Европы, Азии и Америки. Теперь его опекает
академический Институт дендрологии.
В замке жили три поколения древнего рода Дзялыньских. Внук Титуса - Владислав
Замойский - продолжил дело деда; в частности, благодаря ему в Польше был основан
Татранский национальный парк. А в 1923 г. последний хозяин имения в Курнике всю
свою собственность передал народу.
В одном из самых красивых залов замка - салоне - стоит фортепиано, некогда
принадлежавшее сестре Титуса - Клаудине Потоцкой. На этом инструменте в ее доме
играл Шопен. На стенах висят портреты членов семьи, участников народных
восстаний против захватчиков. Власти им этого, естественно, не простили, и
потому последний хозяин замка Владислав Замойский называл этот салон "комнатой
осужденных".
В комнате, где жила сестра Замойского Мария, на потолке привлекает внимание
арабская вязь, близкая сердцу каждого правоверного мусульманина: "Нет Бога кроме
Аллаха"... Но при чем же тут католическая Польша? Дело в том, что таким образом
Тигус Дзялыньский выразил свою симпатию исламской Турции, единственному
государству того времени, не признавшему разделов Польши.
Собрания Мавританского зала напоминают о минувших воинственных временах - шлемы,
латы, кольчуги, гусарское снаряжение с огромным крылом за спиной... Вооруженные
всадники часто решали исход сражений в битвах с турками и татарами лет
триста-четыреста назад. Но появилось оружие посерьезней, и гусарская звезда
закатилась. Впечатления дополняют картины на исторические сюжеты, в том числе и
о боевых победах: король Владислав IV, например, изображен после удачной битвы
под Смоленском, где ему присягают русские бояре. |