•
Франция
•
Париж
|
Эйфелева башня (La Tour Eiffel) -
символ Парижа.
Эйфелева башня видна практически из
любой точки Парижа и служит отличным ориентиром. Однако это ее свойство, как и
внешний облик не всегда нравились парижанам. В XIX веке писатели Мопассан, Гюго,
Александр Дюма-сын, поэты Верлен, Леконт де Лиль, композитор Гуно, архитектор
Гарнье и иже с ними (около 300 известных личностей) писали не только новеллы,
романы, стихи и музыкальные пьесы, но и гневные письма властям с требованием
убрать этот «громоотвод» с улиц Парижа. Что ж, эпатаж среди богемы всегда был
средством привлечения внимания к своей персоне, а власти оказались дальновиднее
- башня стоит и поныне. Любопытно, что при этом тот же Гюго предпочитал обедать
в ресторане на Эйфелевой башне, мотивируя, что это единственное место в огромном
Париже, откуда башню не видно. Кстати, там и сейчас работает ресторан Jules
Verne с весьма недурной кухней, наряду с несколькими кафе, предлагающими кофе и
круасаны утомленным подъемом туристам. Однако свою нелюбовь к Эйфелевой башне
Гюго искупил промоушном невероятно запущенного в те время
Собора Парижской
Богоматери.
Надо сказать, что французы раньше
вообще неоднозначно относились к своим архитектурным шедеврам: предлагали снести
великолепно-грациозную Эйфелеву башню, допустили, чтобы пришел в упадок
мрачно-величественный
Нотр-Дам, в XIX веке вели речь о сносе обветшавшего в то время
Лувра,
презрительно называли «французским пирогом» и считали портящей городской пейзаж
невероятно красивую базилику
Сакре-Кер…
Начато строительство башни было в 1887
году, закончили её в 1889, к открытию всемирной выставки. Гюстав Эффель хотел
прежде всего доказать всему миру, что металл - строительный материал не хуже
других. И доказал. 300 метров высоты. 7 тысяч тонн веса. 15 тыс. деталей,
соединённых двумя с половиной миллионами заклёпок. Форма башни - результат
строгого расчёта - главная цель была, повторяю, в том, чтобы доказать, что
только из металла можно выполнить сооружение таких размеров, и получилось так,
что удивительная гармоничность силуэта подтвердила один из законов природы:
красота - результат высшей целесообразности.
В 1930 году около северной ноги башни
был установлен бюст Г. Эффеля, работы скульптора Бурделя.
|