Вандомская площадь

Вандомская площадь
Домашняя Вверх Автобусные туры Туры и страны Лечебные туры Обучение за рубежом Морские круизы Горнолыжные курорты

 

  Вандомская площадь (Place Vendome)
Франция
Париж
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вандомская площадь (Place Vendome) восьмиугольная по форме, она является одной из самых красивых площадей Парижа.

Вандомская площадь - замечательный образец французского зодчества 17 в. - находится недалеко от площади Оперы и соединяется с ней улицей Мира, в начале улицы Рю де ля Пэ, к северу от Садов Тюильри и к востоку от церкви Святой Мадлен.

Когда-то здесь простирались владения герцога Цезаря Вандомского, имя которого сохранилось в названии площади. Проект ее разработал выдающийся французский зодчий 17 в. Ардуэн-Мансар.

Из-за нехватки средств при осуществлении проекта пришлось срезать углы площади, отчего она получила форму неправильного восьмиугольника.

Однотипные по высоте и композиции здания образуют целостный и гармоничный ансамбль, угловые части акцентированы треугольными фронтонами. Стремясь обойти закон, ограничивающий этажность зданий, архитектор впервые применил характерную форму последнего этажа, расположенного под самой крышей. Подобные помещения получили по имени строителя название мансард.

В центре площади была установлена конная статуя Людовика XIV (ск. Жирардон).

10 августа 1792 г., в день свержения королевской власти, статуя была низвергнута восставшим народом. По велению Наполеона на месте прежнего монумента была воздвигнута колонна, прославлявшая военные победы императорской армии.

Колонна отлита из 1200 трофейных пушек, захваченных при Аустерлицком сражении. Авторы проекта - Денон, Лепер и Гондуэн. Высота монумента 43,5 м. Барельефы, опоясывающие колонну по спирали, выполнены скульптуром Бержере.

Общая длина барельефов 160 м, они изображают военные сцены наполеоновских походов 1805—1807 гг. Наверху колонны была установлена статуя императора в одежде римского цезаря (ск. Шоде).

После отречения Наполеона статуя была снята, а при короле Луи-Филиппе восстановлена в облике маленького капрала (ныне она находится на территории Дома Инвалидов).

В 1871 г. Вандомская колонна была разобрана; работами по ее разборке руководил художник Гюстав Курбе. Восстановление монумента осуществлено в 1874 г.

Владельцами особняков на «королевской» площади были в основном финансовые контролеры, банкиры и ювелиры.

Особняки
№ 12: В 1770-х годах владельцем особняка был казначей морского флота барон Бодар де Сен-Джеймс, тот самый, что заплатил ювелирам 800 тыс. за изготовление знаменитого ожерелья королевы Марии-Антуанетты. В 1839-1849 гг. здесь находилась резиденция русского посла. В 1849 г. в течение четырех месяцев в особняке жил Фредерик Шопен (скончался здесь 17 октября).

С 1907 г. особняк принадлежит династии ювелиров Шоме. Один из них изготовил в свое время шпагу, императорскую корону и меч для Наполеона, тиару, подаренную Наполеоном папе римскому Пию VII, украшения для императрицы Марии-Луизы.

№ 13: бывший особняк Люильера, в период Второй империи – министерство юстиции. В 1795 г. на фасаде здания был укреплен мраморный метр-эталон, с тем чтобы парижане привыкли к новой мере длины.

№ 14: В 1814-1815 гг. здесь размещалось посольство России.

№ 15: один из самых роскошных отелей Парижа – «Отель Ритц». В числе его клиентов были американский писатель Скотт Фитцджеральд и принцесса Диана.

№ 16: здесь жил Франц-Антон Месмер – австрийский лекарь, прославившийся своей теорией и практикой «животного магнетизма». В 1780-х годах «весь Париж» стремился попасть на его сеансы лечения нервных болезней «магнитными флюидами», что позволило Месмеру нажить огромное состояние. Войдя во вкус, знахарь потребовал от французского государства... замок и крупную денежную сумму. По этому поводу была создана правительственная комиссия, установившая, что знаменитый целитель – всего лишь ловкий мошенник. В результате Месмеру пришлось спешно перехать в Англию. В свое время Россия также пережила период увлечения «месмеризмом».

№№ 17 и 19: принадлежали в XVIII в. семейству банкиров Кроза. Пьер Кроза и его племянник Луи-Антуан собрали богатейшую коллекцию западноевропейской живописи. по совету Дени Дидро русская императрица Екатерина II приобрела эту коллекцию. С тех пор полотна Рембрандта, Рубенса, Рафаэля, Тициана, Ватто из парижского особняка Кроза украшают залы петербургского Эрмитажа.

№ 23: в XVIII в. отель принадлежал шотландскому дельцу Джону Лоу. В 1725 г. предприимчивый шотландец открыл в Париже «Генеральный банк» и «Индийскую компанию», монополизировавшую освоение богатств далекой Луизианы. Акции компании шли нарасхват. Лоу втянул в авантюру множество доверчивых парижан, включая самого регента, который разрешил ему прибавить к названию банка слово «королевский». Ловкий шотландец тиражировал тоннами ничем не обеспеченные деньги и акции, пока среди парижан не началась паника: каждый хотел избавиться от обесцененных акций и банкнотов. Несостоявшиеся нувориши требовали, чтобы «продавец грёз» был наказан, и создателю первой в мире «финансовой пирамиды» пришлось бежать за границу.

Колонна
Колонна высотой 44 метра спроектирована по образцу знаменитой колонны Траяна в Риме, но выше ее почти на 14 метров. Бронзовый ствол колонны отлит из 1250 австрийских и русских пушек, захваченных войсками Наполеона в ходе Аустерлицкого сражения. На стволе – 76 барельефов с эпизодами военной кампании 1805 г. Мраморный пьедестал бывшей королевской статуи покрыт бронзовыми изображениями воинской амуниции и оружия австрийских и русских войск. По воле Наполеона, искавшего тогда союза с Россией, на колонне отсутствуют какие-либо упоминания о русской армии.

Колонна была сначала увенчана статуей Наполеона в тоге римского цезаря. В 1814 г. статуя была снята союзниками, и использована (вместе с другой статуей Наполеона) для отливки конной статуи Генриха IV, установленной на Новом мосту, а на верху Вандомской колонны был укреплен белый флаг. В 1833 г. при короле Луи-Филиппе на колонну была водружена новая статуя Наполеона I – на этот раз в виде «маленького капрала».

Во время Парижской коммуны художник Гюстав Курбе, возглавлявший Комиссию по делам искусств, настоял на том, чтобы Вандомская колонна («символ грубой силы и ложной славы») была демонтирована. При огромном стечении народа колонну столкнули с пьедестала на гигантскую подстилку из соломы и навоза. Эта акция дорого обошлась Курбе: после падения Коммуны его обязали восстановить колонну за свой счет. Художнику пришлось продать все свои картины и эмигрировать в Швейцарию, где он и провел остаток своих дней.

При Наполеоне III на колонне была установлена новая статуя Наполеона I в тоге римского императора. Статуя «маленького капрала» стоит теперь во дворе Дома Инвалидов.

Метро: Pyramides или Tuileries.

   
Пишите нам На первую страницу

Copyright © 2001, Турфирма ВИЗАВИ, г. Красноярск