•
Франция
•
Париж
|
Собор Парижской Богоматери (Cathedrale
Notre-Dame de Paris) считается не только духовным центром Парижа (это главный
городской храм), но центром города в прямом смысле слова. На дорожных указателях
расстояние до любой точки Франции посчитано именно от Нотр-Дама.
В мире много величественных соборов, но
не каждый из них известен, как Нотр-Дам. Секрет обаяния древнего храма
объясняется временем его рождения. Строительство Кафедрального Собора Парижской
Богоматери на острове Сите началось в XII в. и длилось почти 170 лет. В этот
период романский стиль постепенно сменялся готическим. Именно синтезу двух
архитектурных стилей Нотр-Дам де Пари обязан своим неповторимым обликом. Это уже
не приземистая романская церковь, но еще и не устремленный ввысь готический
храм. Но все же новый стиль преобладает: в контурах собора царят вертикали и
стрельчатые формы. Благодаря сужающимися кверху стенным нишам и узким окнам с
ажурными колонками, собор «струится». Плоские поверхности сведены к минимуму,
здание как будто состоит из игры объемов, контрастов света и тени. Особенно
пластический характер архитектуры Собора Парижской Богоматери выразителен в
восточном фасаде здания.
Главный фасад Нотр-Дама — «не совсем
готический»: предусмотренные проектом островерхие шпили на верхушках двух башен
не были построены, чтобы не нарушать достигнутой гармонии. Необыкновенный звук
дает 6-тонный колокол, висящий в правой башне собора. Говорят, что своим чистым
и выразительным звучанием он обязан золоту и серебру. Когда преподнесенный в
1400 году в дар собору колокол позднее отлили в бронзе, парижанки бросали в
расплавленную массу свои драгоценные украшения. Вообще, у Нотр-Дама удивительные
голоса. Стоит посетить вечернюю службу, чтобы послушать пение и орган собора —
самый большой во Франции. Кроме того, храм внутри поражает размахом
пространства, устремленного вверх…
Однако и это чудесное строение не
избежало в XVII-XVIII веках печальной судьбы памятников готической архитектуры,
считавшейся тогда «варварским» искусством. Его несколько раз пытались
переделать, исказили первоначальный облик, снесли амвон и гробницы внутри,
уникальные витражи заменили простым стеклом. В годы Революции собор объявляли
«храмом Разума». Однако это не спасло его от безумства толпы: были переплавлены
колокола собора, с крыши Нотр-Дама пропала стрела, а с центрального фасада —
статуи иудейских царей, которых приняли за изображения королей.
Постепенно Собор Парижской Богоматери
пришел в упадок. Во время коронации императора Наполеона его обветшалые стены
наспех закрашивали и прикрывали драпировками. Кстати, кроме Бонапарта в соборе
короновался лишь английский король Генрих IV. Традиционно почти все французские
монархи принимали благословение на власть в Реймском соборе.
Лишь появление романа Виктора Гюго
«Собор Парижской Богоматери» привлекло внимание городских властей к печальной
судьбе и обветшалому облику храма. В 1831 г. началась капитальная реставрация
Нотр-Дама. Руководил работами знаток готики архитектор Виолле-ле-Дюк. После
почти двадцати лет реставрации собор предстал перед миром в своем нынешнем
облике.
В течение дня туристы толпами
устремляются осматривать его архитектурное совершенство, мамаши прогуливают
малышей в прилегающем скверике, парижане собираются в соборе на утреннюю и
вечернюю службу, влюбленные целуются на площади перед храмом на закате. И все
это время на стенах живут своей тайной жизнью знаменитые химеры и фигуры
Нотр-Дама. Говорят, что именно в них запечатлена душа собора, показаны его
различные сущности: задумчивые, насмешливые, злобные, наблюдающие,
меланхоличные, погруженные в себя, всматривающиеся в парижскую даль…
|